Департамент образования Орловской области
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
Муниципальная бюджетная средняя общеобразовательная школа №2 г. Орла
OBR57.ru

Наставничество

Целевая модель наставничества

    В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов “Современная школа”, “Успех каждого ребенка”, “Молодые профессионалы” национального проекта “Образование”.

    Национальным проектом "Образование" предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

 

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

 

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

 

Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Форма  наставничества  -  способ  реализации  целевой  модели  через  организацию  работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа  наставничества  -  комплекс  мероприятий  и  формирующих  их  действий, направленный  на  организацию  взаимоотношений  наставника  и  наставляемого  в  конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программы наставничества в образовательной организации.

Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.

 Задачи внедрения целевой модели наставничества:

  • улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования (далее - образовательные организации) в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
  • подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
  • раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
  • создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
  • создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
  • формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.

Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества:

  • Измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и других сферах.
  • Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
  • Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий
  •  Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников региональных предприятий и организаций, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций
  •  Привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ субъекта Российской Федерации и конкретных образовательных организаций благодаря формированию устойчивых связей между образовательными организациями и бизнесом, потенциальному формированию эндаумента и сообщества благодарных выпускников.

В современном стремительно развивающемся обществе огромная роль отведена наставничеству. Молодой специалист, приходя в организацию, в новый коллектив, нуждается в помощи коллег направляющих его деятельность, в обучении трудовым навыкам. Опытный наставник сможет привить молодому работнику высокие нравственные качества, научить секретам профессии, воспитать любовь к труду, желание учиться, овладевать культурой труда и стать активным членом трудового коллектива.

Куратор внедрения целевой модели наставничества в муниципальной бюджетной среней общеобразовательной школе №2 г. Орла - Горюнова Алла Геннадьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Куратор консультирует участников программы наставничества, обеспечивает координацию деятельности в рамках реализации данного направления; апробирует разработанную модель наставничества, участвует в подготовке отчетных материалов о результатах деятельности школы по вопросам наставничества.

Нормативно-правовое обеспечение

Федеральный уровень:

Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145

Письмо Министерства просвещения РФ от 23.01.2020 N МР-42/02 О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»

Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися 

Региональный уровень

Приказ Департамента образования Орловской области №272 от 09.03.2022 г. "О внедрении системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях общего, дополнительного, среднего профессионального образования Орловской области в 2022 году"

Приказ Департамента образования Орловской области от 06.03.2023 № 291 «О реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях общего, дополнительного, среднего профессионального образования Орловской области в 2023-2024 годах»

Приказ Департамента образования Орловской области от 05.04.2023 № 556 «О внесении изменений в приказ Департамента образования Орловской области от 6 марта 2023 года № 291 «О реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях общего, дополнительного, среднего профессионального образования Орловской области в 2023-2024 годах»

Муниципальный уровень

Приказ Управления образования, спорта и физической ультуры Администрации города Орла №98-д от 23.03.2022 г. "О внедрении системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в общеобразовательных учреждениях города Орла в 2022 году"

Приказ управления образования, спорта и физической культуры администрации города Орла от 14.04.2023 № 161/1-д «О реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в муниципальных образовательных организациях города Орла в 2023-2024 годах»

Школьный уровень

Приказ директора муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы №2 г. Орла от 30.03.2022 г. "О внедрении системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в школе в 20022 году"

Приказ директора муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы №2 г. Орла от 06.04.2022 г. № 86 "Об утверждении и размещении на сайт"

Приказ директора муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы №2 г.Орла от 20.04.2023г. №117  "О реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников  в муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школе №2 г.Орла в 2023-2024 годах"

Положение о наставничестве в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе №2 г. Орла

Единая информационная база наставников для формы «учитель-учитель» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 2 г. Орла

Программа наставничества учителя-наставника Кузьмичевой Елены Николаевны с молодым специалистом Оборневой Алиной Андреевной на 2022-2025 гг.

Программа наставничества учителя - наставника Мирошкиной Татьяны Егоровны с молодым специалистом Медведевой Ириной Александровной на 2022 - 2025 гг.

Программа наставничества учителя-наставника Кузьмичевой Елены Николаевны с учителем Мироновой Анастасией Юрьевной на 2022-2023 гг.

Программа наставничества учителя-наставника Бабичевой Елены Викторовны с учителем Красовой Дианой Анатольевной на 2023-2026 гг.

Дополнительные материалы:

Дополнительные материалы для куратора 

Материалы для проведения мониторинга и оценки эффективности программы наставничества

Презентация "Наставничество"

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.