Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса.
Школа расположена в трехэтажном кирпичном здании, общей площадью 6 620 кв. м., которое введено в эксплуатацию в 1922 году.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ И СИСТЕМ ЗАЩИТЫ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ:
Система отопления - собственная котельная
Система вентиляции - сквозное проветривание
Система водоснабжения - центральное
Система очистки - центральная
Система электрозащиты - контуры заземления
Система пожарозащиты - звуковая сигнализация, противопожарный щит, пожарный гидрант
Установлена внутренняя и внешняя система видеонаблюдения за зданием и помещениями школы (вестибюлем, спортзалом).
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ
Для организации учебно-воспитательного процесса имеются 22 учебных кабинета и комбинированные мастерские (технического и обслуживающего труда).
Специализированные учебные кабинеты: кабинет истории, кабинеты математики, кабинет русского языка и литературы, кабинет изобразительного искусства, кабинет ОБЖ, кабинет химии, кабинет географии, кабинет физики, кабинет английского языка, кабинет немецкого языка, кабинет биологии, кабинеты начальных классов, кабинет информатики и ИКТ. Кабинеты химии, биологии, физики оснащены специальным лабораторным оборудованием. Кабинет информатики и ИКТ оснащён 24 ноутбуками. Три кабинета (информатики, математики и начальных классов) оснащены интерактивной панелью.
В школе работает музей. Экспозиция музея содержит информацию об истории школы, микрорайона школы, города Орла.
В школе имеется библиотека с читальным залом на 12 мест. Библиотека оборудована компьютером, устройством для сканирования и распечатывания информации, подключением к сети Интернет.
В школе есть кабинеты психолога, дефектолога и логопеда для проведения коррекционных занятий.
Спортивная база школы включает: спортивный зал, пришкольную спортивную площадку с асфальтированным полем для игры в баскетбол, игрогородком. Для проведения уроков лыжной подготовки имеется 20 комплектов лыжного инвентаря. Спортивный зал оборудован волейбольной площадкой, баскетбольными щитами, комплексом для гимнастических упражнений, теннисными столами, комплектами мячей.
Обучающиеся имеют возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 100 Мб/с, единовременно – 10 чел.) в кабинетах информатики.
Для обеспечения доступа в школу обучающихся с ОВЗ оборудована кнопка экстренного вызова.
Школа обеспечена доступом к информационным системам и электронным образовательным ресурсам:
- Официальный сайт Министерства Просвещения РФ
- Федеральный портал «Российское образование» — http://www.edu.ru
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» — http://window.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов — http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — http://fcior.edu.ru
- Официальный интернет портал правовой информации
- Российская онлайн-платформа «Учи.ру» – https://uchi.ru/
- Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» – https://www.yaklass.ru/
- Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ – https://sdamgia.ru/
- Российская электронная школа (РЭШ) - https://resh.edu.ru/
- Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/
ПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
На основании решения Орловского городского Совета народных депутатов № 70/1157 – ГС от 27 августа 2020 года «Об обеспечении питанием обучающихся муниципальных организаций города Орла», решения Орловского городского Совета народных депутатов № 29/0427 – ГС от 30 сентября 2022 года «О внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов № № 70/1157 – ГС от 27 августа 2020 года "Об обеспечении питанием обучающихся муниципальных организаций города Орла"»и Постановления Администрации города Орла № 5947 от 29 декабря 2018 года «Об утверждении Порядка организации питания обучающихся муниципальных учреждений города Орла» организовано питание школьников 1-11 классов. Поставщиком муниципальной услуги является ООО «Офсайд». Школьная столовая рассчитана на 80 мест. За каждым классом закреплены определённые столы. Сотрудники школы следят за порядком и чистотой в столовой во время и после приёма пищи. Раздача питания обучающимся в столовой осуществляется в соответствии с графиком, утверждённым директором школы. Также в школе организован буфет.
Доступная среда.
Паспорт доспутности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
Система условий реализации АООП НОО И ООО
Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Разработана и реализуется программа мониторинга метапредметных универсальных учебных действий (УУД) на уровне начального общего образования (данную работу проводит педагог-психолог совместно с учителями начальных классов).
Разработаны и реализуются рабочие программы по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, коррекционно-развивающим занятиям.
Организационно-содержательные условия
В рамках ШМО на заседаниях рассматриваются различные вопросы реализации АООП НОО И ООО, работа по самообразованию педагогов классов АООП планируется с учетом необходимости реализации коррекционной направленности учебно- воспитательного процесса.
Проводятся школьные семинары для учителей начальных классов, в рамках которых учителя дают открытие уроки по математике, русскому языку и окружающему миру с использованием деятельностного, дифференцированного подходов в обучении, ИКТ технологий.
Формируется электронная база методических материалов, виртуальный методический кабинет с рабочими программами на ступень обучения и календарно-тематическим планированием по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, коррекционно- развивающим курсам.
Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности. Данная модель наиболее соответствует возможностям школы: в ее реализации могут принимать участие все педагогические работники учреждения (учителя, социальный педагог, педагог- психолог, учитель-логопед, учитель – дефектолог, воспитатель и др.), происходит оптимизация внутренних ресурсов школы.
Кадровые условия.
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 2 г. Орла имеется следующий кадровый потенциал, способный реализовать АООП ОВЗ:
-
учителя начальных классов;
-
тьютор;
-
воспитатель ГПД.
Уровень образования и квалификации педагогических работников, принимающих участие в реализации АООП НОО ОВЗ, отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Учителя начальных классов имеют высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Учитель-логопед имеет высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Педагог – психолог имеет высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Учитель – дефектолог имеет высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Социальный педагог имеет высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
Тьютор имеет высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"
либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
Воспитатель ГПД имеет высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
Учителя начальной школы, учителя-предметники, специалисты, работающие с обучающимися с ОВЗ, планово, поэтапно проходят курсовую переподготовку на базе ИРО и других платформах. Имеют сертификаты курсовой переподготовки 100% учителей начальных классов, учителей предметников и специалистов сопровождения. МБОУ СОШ № 2 г. Орла обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Аттестация педагогических работников проводится 1 раз в 5 лет. Традиционно 80% педагогического состава имеют квалификационную категорию. Остальные педагогические работники проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений на уровне начального общего образования в рамках школьного ПМПк, в постоянный состав которого входят учителя-логопеды, педагог-психолог, социальный педагог, социальный педагог. Организовано взаимодействие со специалистами ТПМПК (на договорной основе).
Материально-технического условия
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы. Школа располагает следующими помещениями для реализации АООП НОО и СОО:
-
кабинет для занятий с педагогом-психологом (1)
-
кабинет для логопедических занятий (2)
-
зал для занятий ритмикой (1)
-
спортивный зал (1)
-
актовый зал (1)
-
учебные кабинеты для обучающихся с ОВЗ (3)
-
кабинет информатики (1)
-
библиотека с читальным залом (1)
-
столовая (1)
Все учебные помещения оснащены компьютерами и доступом к сети Интернет, имеются видеопроекторы, 1 интерактивная доска. что обеспечивает возможность использования и создания информации, в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением (компьютер, проектор, интерактивная доска и т.п.), возможность осуществления информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях, доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов.
Учебные кабинеты имеют пространственное зонирование: имеется место для учебной и игровой деятельности. Поэтапно проводится оснащение кабинетов всеми необходимыми техническими средствами обучения.
Кабинет информатики имеет на своем балансе 16 нетбуков, которые можно использовать в образовательном процессе в любом помещении школы.
Кабинеты специалистов имеют подборку необходимой литературы, технических средств обучения, имеется возможность использовать на занятиях цифровых образовательных ресурсов.
В кабинете психолога имеются пособия для
-
Эмоционального развития детей с ОВЗ, развитие способности к эмоциональной регуляции собственного поведения ,формирование психических новообразований, в первую очередь произвольности « Театр настроений»; «Поделись настроением»; «Когда мы грустим и веселимся»
-
Адаптпция учащихся на сложных возрастных этапах создание педагогических и социально психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений.
-
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук «Занимательный экран»; «Повтори также»; «Рисование по образцу»
-
Развитие внимания, произвольности учебной деятельности, использование авторского пособия «Внимание на уроке: приемы привлечения, удержания и развития в предметной деятельности» . Упражнения «Сделай по образцу» «Запретная клетка»;
-
Развитие умений наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать, делать простейшие обобщения. Пособия Воскобовича В.В.: «Геоконт»; «Тангран», «Занимательный квадрат»; «Занимательная змейка»; « Нетающие льдинки»;
-
Нейро- психологические упражнений: «Я шагаю по точкам», «Путь для белочки», « Проведи по контуру»;
-
Развитие конструктивных «Мой конструктор», «Лего»
-
Развитие аналитических способностей- «Соотнеси числа и предмет»; «Собери бусы»; «Разложи по порядку»; «Геометрик»; « Лого формочки»; «На каждую загадку четыре отгадки».
Так же используются в коррекционной работе сухие бассейны для детей, бассейны для песочной терапии, «Су-Джок»
Кабинет логопеда для организации коррекционной работы оснащен
-
игрушками дидактическими и сюжетными:
-
доской;
-
фланелеграфом;
-
набором для лепки (пластилин); конструкторами деревянными, конструктором ЛЕГО, мягкими крупными модулями; наборами для рисования (фломастеры, бумага, краски).
-
графическими средствами для альтернативной коммуникации:
-
таблицами букв, карточками с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
-
наборами букв, коммуникативными таблицами и тетрадями для общения;
-
сюжетными картинками различной тематики для развития речи;
-
книгами с иллюстрациями сказок;
-
настольно-печатными играми (серии игр «Детское лото», «Детское домино»);
-
техническими средствами для альтернативной коммуникации: записывающими устройствами;
-
компьютерными устройствами, синтезирующие речь:
-
информационно-программным обеспечением: компьютерными программами для создания пиктограмм;
-
компьютерными программами символов;
-
компьютерными программами для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.);
-
обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
-
аудио и видеоматериалы;
-
Спортивный зал оснащен спортивным инвентарем для полноценного проведения уроков физкультуры: швецкие стенки, мячи, маты, гимнастические скамейки, скакалки, гимнастические палки, гимнастический инвентарь, шест и канат. Кроме того в спортивном зале имеется музыкальный центр для музыкального сопровождения занятий.
В школе имеется библиотека с читательским залом на 12 посадочных мест. В школьной библиотеке имеются учебники и учебные пособия, которые используются в образовательном процессе. Фонд учебной литературы составляет 3862 экземпляра. Обучающиеся в полном объеме обеспечиваются всеми учебниками и учебными пособиями, используемыми в образовательном процессе Есть литература для внеклассного чтения. Библиотека также оснащена компьютерной техникой, имеющей выход в интернет. В ней имеется большой телевизор, подключенный к компьютеру для проведения внеклассных мероприятий.
Информационные условия
Особенности организации учебного процесса в классах АООП НОО и ООО размещаются на сайте Школы; рассматриваются в отчете по самообследовании Школы; являются обязательными вопросами на проводимых в течение года общешкольных родительских собраний для будущих первоклассников, а также на классных родительских собраниях.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организациин