Доступная среда
Паспорт доспутности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
Система условий реализации АООП НОО И ООО
Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Разработана и реализуется программа мониторинга метапредметных универсальных учебных действий (УУД) на уровне начального общего образования (данную работу проводит педагог-психолог совместно с учителями начальных классов).
Разработаны и реализуются рабочие программы по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, коррекционно-развивающим занятиям.
Организационно-содержательные условия
В рамках ШМО на заседаниях рассматриваются различные вопросы реализации АООП НОО И ООО, работа по самообразованию педагогов классов АООП планируется с учетом необходимости реализации коррекционной направленности учебно- воспитательного процесса.
Проводятся школьные семинары для учителей начальных классов, в рамках которых учителя дают открытие уроки по математике, русскому языку и окружающему миру с использованием деятельностного, дифференцированного подходов в обучении, ИКТ технологий.
Формируется электронная база методических материалов, виртуальный методический кабинет с рабочими программами на ступень обучения и календарно-тематическим планированием по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, коррекционно- развивающим курсам.
Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности. Данная модель наиболее соответствует возможностям школы: в ее реализации могут принимать участие все педагогические работники учреждения (учителя, социальный педагог, педагог- психолог, учитель-логопед, учитель – дефектолог, воспитатель и др.), происходит оптимизация внутренних ресурсов школы.
Кадровые условия.
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 2 г. Орла имеется следующий кадровый потенциал, способный реализовать АООП ОВЗ:
-
учителя начальных классов;
-
тьютор;
-
воспитатель ГПД.
Уровень образования и квалификации педагогических работников, принимающих участие в реализации АООП НОО ОВЗ, отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Учителя начальных классов имеют высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Учитель-логопед имеет высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Педагог – психолог имеет высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Учитель – дефектолог имеет высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Социальный педагог имеет высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
Тьютор имеет высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"
либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
Воспитатель ГПД имеет высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
Учителя начальной школы, учителя-предметники, специалисты, работающие с обучающимися с ОВЗ, планово, поэтапно проходят курсовую переподготовку на базе ИРО и других платформах. Имеют сертификаты курсовой переподготовки 100% учителей начальных классов, учителей предметников и специалистов сопровождения. МБОУ СОШ № 2 г. Орла обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Аттестация педагогических работников проводится 1 раз в 5 лет. Традиционно 80% педагогического состава имеют квалификационную категорию. Остальные педагогические работники проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений на уровне начального общего образования в рамках школьного ПМПк, в постоянный состав которого входят учителя-логопеды, педагог-психолог, социальный педагог, социальный педагог. Организовано взаимодействие со специалистами ТПМПК (на договорной основе).
Материально-технического условия
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы. Школа располагает следующими помещениями для реализации АООП НОО и СОО:
-
кабинет для занятий с педагогом-психологом (1)
-
кабинет для логопедических занятий (2)
-
зал для занятий ритмикой (1)
-
спортивный зал (1)
-
актовый зал (1)
-
учебные кабинеты для обучающихся с ОВЗ (3)
-
кабинет информатики (1)
-
библиотека с читальным залом (1)
-
столовая (1)
Все учебные помещения оснащены компьютерами и доступом к сети Интернет, имеются видеопроекторы, 1 интерактивная доска. что обеспечивает возможность использования и создания информации, в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением (компьютер, проектор, интерактивная доска и т.п.), возможность осуществления информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях, доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов.
Учебные кабинеты имеют пространственное зонирование: имеется место для учебной и игровой деятельности. Поэтапно проводится оснащение кабинетов всеми необходимыми техническими средствами обучения.
Кабинет информатики имеет на своем балансе 16 нетбуков, которые можно использовать в образовательном процессе в любом помещении школы.
Кабинеты специалистов имеют подборку необходимой литературы, технических средств обучения, имеется возможность использовать на занятиях цифровых образовательных ресурсов.
В кабинете психолога имеются пособия для
-
Эмоционального развития детей с ОВЗ, развитие способности к эмоциональной регуляции собственного поведения ,формирование психических новообразований, в первую очередь произвольности « Театр настроений»; «Поделись настроением»; «Когда мы грустим и веселимся»
-
Адаптпция учащихся на сложных возрастных этапах создание педагогических и социально психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений.
-
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук «Занимательный экран»; «Повтори также»; «Рисование по образцу»
-
Развитие внимания, произвольности учебной деятельности, использование авторского пособия «Внимание на уроке: приемы привлечения, удержания и развития в предметной деятельности» . Упражнения «Сделай по образцу» «Запретная клетка»;
-
Развитие умений наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать, делать простейшие обобщения. Пособия Воскобовича В.В.: «Геоконт»; «Тангран», «Занимательный квадрат»; «Занимательная змейка»; « Нетающие льдинки»;
-
Нейро- психологические упражнений: «Я шагаю по точкам», «Путь для белочки», « Проведи по контуру»;
-
Развитие конструктивных «Мой конструктор», «Лего»
-
Развитие аналитических способностей- «Соотнеси числа и предмет»; «Собери бусы»; «Разложи по порядку»; «Геометрик»; « Лого формочки»; «На каждую загадку четыре отгадки».
Так же используются в коррекционной работе сухие бассейны для детей, бассейны для песочной терапии, «Су-Джок»
Кабинет логопеда для организации коррекционной работы оснащен
-
игрушками дидактическими и сюжетными:
-
доской;
-
фланелеграфом;
-
набором для лепки (пластилин); конструкторами деревянными, конструктором ЛЕГО, мягкими крупными модулями; наборами для рисования (фломастеры, бумага, краски).
-
графическими средствами для альтернативной коммуникации:
-
таблицами букв, карточками с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
-
наборами букв, коммуникативными таблицами и тетрадями для общения;
-
сюжетными картинками различной тематики для развития речи;
-
книгами с иллюстрациями сказок;
-
настольно-печатными играми (серии игр «Детское лото», «Детское домино»);
-
техническими средствами для альтернативной коммуникации: записывающими устройствами;
-
компьютерными устройствами, синтезирующие речь:
-
информационно-программным обеспечением: компьютерными программами для создания пиктограмм;
-
компьютерными программами символов;
-
компьютерными программами для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.);
-
обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
-
аудио и видеоматериалы;
-
Спортивный зал оснащен спортивным инвентарем для полноценного проведения уроков физкультуры: швецкие стенки, мячи, маты, гимнастические скамейки, скакалки, гимнастические палки, гимнастический инвентарь, шест и канат. Кроме того в спортивном зале имеется музыкальный центр для музыкального сопровождения занятий.
В школе имеется библиотека с читательским залом на 12 посадочных мест. В школьной библиотеке имеются учебники и учебные пособия, которые используются в образовательном процессе. Фонд учебной литературы составляет 3862 экземпляра. Обучающиеся в полном объеме обеспечиваются всеми учебниками и учебными пособиями, используемыми в образовательном процессе Есть литература для внеклассного чтения. Библиотека также оснащена компьютерной техникой, имеющей выход в интернет. В ней имеется большой телевизор, подключенный к компьютеру для проведения внеклассных мероприятий.
Информационные условия
Особенности организации учебного процесса в классах АООП НОО и ООО размещаются на сайте Школы; рассматриваются в отчете по самообследовании Школы; являются обязательными вопросами на проводимых в течение года общешкольных родительских собраний для будущих первоклассников, а также на классных родительских собраниях.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организациин